Цитата:
Любимая аскорбинка и коронавирус
Хочется сказать, что история о витамине С и пользе при ОРВИ стара как мир. Американский химик и лауреат двух Нобелевских премий Лайнус Полинг в 1970 году опубликовал книгу под названием «Витамин С и простуда» («Vitamin C and the Common Cold»), где призывал принимать по 3000 мг витамина С ежедневно. В то время его рекомендация стала весьма популярной, несмотря на то, что несколько последовавших вслед за этим исследований были весьма противоречивы в своих выводах о пользе аскорбинки. Да и в умах врачебных и людских он плотно ассоциируется как бодрящий витамин при хвори.
Честно говоря, я была в стане скептиков. Тем не менее, появление публикаций о возможности применения витамина С при новой коронавирусной инфекции не обошло меня стороной. Среди потенциальной пользы от его применения при COVID-19 называют противовирусный, иммуномодулирующий, противовоспалительный и антиоксидантный эффекты.
Непрямое ПРОТИВОВИРУСНОЕ действие связывают с влиянием на иммунный ответ: данные in vitro и in vivoсвидетельствуют о том, что витамин С увеличивает целостность эпителиального барьера, активность естественных NK-клеток, хемотаксис нейтрофилов и их фагоцитарную активность, усиливает пролиферацию, дифференциацию и созревание Т-лимфоцитов, а также выработку иммуноглобулинов [1]. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ (за счет уменьшения выброса провоспалительных цитокинов) и АНТИОКСИДАНТНОЕ действие (поглощение свободных радикалов и восстановление других антиоксидантов, в т.ч. витамина Е) потенциально могут избежать возникновения цитокинового шторма и опосредованного им повреждения легких при COVID-19 - собственно ОРДС [1].
Но это всё в большей степени теория. А что же говорит нам реальная практика? В настоящее время на сайте Clinicaltrials.gov зарегистрировано 45 клинических испытаний, посвященных изучению витамина С при COVID-19 вместе с другими методами лечения или без них [2]. Одно из РКИ было проведено на 54 пациентах с COVID-19 в критическом состоянии, находящихся на ИВЛ в г.Ухань, Китай. Они получали либо плацебо, либо витамин C внутривенно в дозе 24 г / сутки (по 12г каждые 12 часов) в течение 7 дней. У пациентов с оценкой по шкале SOFA ≥ 3 в группе аскорбиновой кислоты наблюдалось достоверное снижение показателя 28-дневной смертности: 18% против 50% в группе плацебо (p = 0,05) [3]. В Великобритании в отделениях интенсивной терапии (ОИТ) больниц Челси и Вестминстера, где каждые 12 часов вместе с антикоагулянтами вводили 1 г витамина С [4], смертность при новой коронавирусной инфекции была на уровне 29% [5] против среднестатистической в 41%, полученной Национальным центром аудита и исследований интенсивной терапии (ICNARC) в ходе анализа ОИТ по всей Великобритании [6]
Так или иначе, предпосылки для применения витамин С при COVID-19 проглядываются достаточно ясно. Но не могу не сказать, что более весомых доказательств от этого хочется меньше. Несмотря на то, что о новой инфекции мы узнали уже больше года назад, вопросов к ее лечению остаётся еще много. Но не рассматривать альтернативные возможности, которые повлияют на выживаемость и смертность, врачи просто не могут.
https://www.rmj.ru/blog/Polina_Litvinen ... ronavirus/